Этот сюжет описан в житии святого Сергия Радонежского, составленным его учеником Епифанием. С самого начала Сергий поселился в том месте, где не было по близости пригодного источника воды. Когда отшельник жил один, он носил воду для себя откуда-то издалека. После того, как вокруг святого собралось много последователей, они, по словам Епифания, стали обвинять своего учителя в том, что тот непредусмотрительно устроил монастырь слишком далеко от родника.
Огорченный упреками, Сергий вышел из монастыря, взяв с собой одного из монахов, и «зашел в глушь леса около монастыря, где не было проточной воды, как старые люди определенно сказали. Нашел в одной канаве немного воды, оставшейся после дождя, и, преклонив колени, начал молиться». После молитвы Сергия из земли пробился ключ, который по свидетельству автора жития стал не только использоваться для нужд монахов, но стал почитаться в округе как целебный источник.
Этот колодец назвали именем Сергия еще при жизни святого, однако сам он запрещал называть его так и говорил: «Чтобы я никогда не слышал, что вы моим именем источник этот называете. Ведь не я дал воду эту, но Господь даровал нам, недостойным».
Все, кто смог попасть в понедельник на праздничную Литургию, приняли участие в Крестном Ходе до источника. Торжественность осенней природы, тишина, молитвенная подготовка отозвались в душах людей такой благодатью, что, окунаясь в воды этого источника, все чуствовали, как окунаются в источник святой Троице-Сергиевой Лавры.
После купания гостей ждало согревающее угощение - огромный казан вкуснейшего плова, горячий чай! По просьбе батюшки за уставшими крестоходцами был выслан из села автобус, чтобы у всех хватило сил на обратную дорогу.
Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас!