Конечно, возникает тогда вопрос: справедливы и необходимы ли такие труды? Для чего жить, терпя скорби? Великолепные ответы находим в поучениях Оптинских старцев. Святые отцы говорили, что человек подобен руде. Подвергаясь обработке, руда не возмущается, за что ей выпали такие мучения, она, очищаясь, превращается в металл. Так и человек, мужественно переносящий страдания и несчастья, очищается от земных мерзостей, становится сильным, твердым и приобретает новые качества. Душа праведника — это ценный металл. И если его обрабатывать дальше, получится драгоценный булат. Господь любит человека, поэтому не останавливает его, а дает все возможности совершенствовать душу постоянно.
Великий Промысел Божий кроется и в том, что грешники живут благополучно. Господь посылает испытания, чтобы человек возвысился. И если он это понимает, то стремится всеми силами исполнить волю Творца. Но если человек не желает совершенствоваться и трудиться над собой, своей жизнью, то испытания ввергнут его в смертные, непростительные грехи — уныние, гнев, хулу на Бога. Чтобы не допустить вечного осуждения, человеку в его земной жизни попускаются скорби, уже являющиеся подобием суда. А те, кто избежал наказания на земле, предстанут на Божием суде с еще более тяжкой виной.
Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Непрестанные скорби, посылаемые Богом человеку, суть признак особого Божия промышления о человеке». Непрестанное страдание - болезни, неблагополучие в жизни, напряженные отношения с людьми - заставляют человека роптать. Человеку кажется, что он страдает больше других, что он недооценен. Это болезненное искушение, в результате которого человек становится обидчивым, раздражительным. Но чтобы понять, кто чего достоин, кто действительно страдает, следует изо дня в день внимательно следить за своим поведением, общечеловеческой природой и жизнью общества.
Христианство учит переносить скорби с радостью и благодарностью. Это трудно понять. Но если жить с мыслью, что Господь посылает скорби из любви к нам, чтобы спасти нас, приблизить к Себе, то и отношение к невзгодам будет другим, многие вопросы себя исчерпают. Ярким примером может служить жизнь ветхозаветного праведника Иова — благополучного человека, имевшего семью, обширные владения и потерявшего все. Иов всегда благодарил Бога за то, что Он не оставляет его и посылает ему величайшие дары, а с точки зрения окружающих — незаслуженные скорби. Нам тоже стоит помнить, что Бог любит нас и даст столько соразмерных нашим силам испытаний, сколько нужно для спасения.
Скорбей не следует избегать, так как это труды, посылаемые Богом, но и не следует их создавать. Человек может впасть в искушение и начать думать, что скорби — благо, которое возвышает, и, значит, их нужно искать. Человек берется за непомерные труды, чтобы испытать себя, а между тем отступает от заповедей Христовых. Вспомним, как Господа искушал сатана, призывавший совершить то, чему не дано свершиться — превратить камни в хлеб, броситься вниз с крыла храма и т. д. На это Иисус отвечал: Написано также: не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4, 7). Если бы Спаситель сотворил предложенное, показав Свое Божественное величие, Он бы нарушил волю Отца. Христос явил Себя Богом именно тогда, когда это должно было произойти. И нам в подтверждение силы Господа не нужны никакие чудеса. Все должно идти последовательно, не нарушая Промысла Божьего.
Конечно, возникает тогда вопрос: справедливы и необходимы ли такие труды? Для чего жить, терпя скорби? Великолепные ответы находим в поучениях Оптинских старцев. Святые отцы говорили, что человек подобен руде. Подвергаясь обработке, руда не возмущается, за что ей выпали такие мучения, она, очищаясь, превращается в металл. Так и человек, мужественно переносящий страдания и несчастья, очищается от земных мерзостей, становится сильным, твердым и приобретает новые качества. Душа праведника — это ценный металл. И если его обрабатывать дальше, получится драгоценный булат. Господь любит человека, поэтому не останавливает его, а дает все возможности совершенствовать душу постоянно.
Великий Промысел Божий кроется и в том, что грешники живут благополучно. Господь посылает испытания, чтобы человек возвысился. И если он это понимает, то стремится всеми силами исполнить волю Творца. Но если человек не желает совершенствоваться и трудиться над собой, своей жизнью, то испытания ввергнут его в смертные, непростительные грехи — уныние, гнев, хулу на Бога. Чтобы не допустить вечного осуждения, человеку в его земной жизни попускаются скорби, уже являющиеся подобием суда. А те, кто избежал наказания на земле, предстанут на Божием суде с еще более тяжкой виной.